Страх стыда ошибки

Страх стыда ошибки

Ко мне нередко приходят коллеги на супервизию: когда посоветоваться, когда обсудить какие-то спорные моменты, когда – просто пообщаться. И, знаете, на что я обратила внимание? Даже квалифицированные психологи, опытные специалисты подчас испытывают едва ли не панический страх подвергнуться критике. Их страшит сама мысль о том, что их мнение может в чьих-то глазах оказаться ошибочным, а они сами – неправыми. Они стыдятся признать, что в чем-то заблуждались, сделали неправильные выводы, недооценили или, наоборот, придали чрезмерное значение каким-то фактам или обстоятельствам.  Почему так происходит? Почему многие люди фактически не допускают саму возможность того, что могут ошибиться? И даже осознавая, что в чем-то были неправыми, всячески стараются это не признавать?

…«На ошибках учатся» – эта истина всем нам знакома еще с детства. Между тем, данная аксиома «работает» только при одном важном условии. Чтобы ошибки действительно чему-то научили, надо их, прежде всего, признать. А вот с этим как раз часто возникает загвоздка. Люди стыдятся признаваться в ошибочности каких-то своих суждений или проступках подчас даже самому себе. Что уж говорить о других? Сама мысль о том, что можно проговорить, проанализировать и поразмышлять о собственных допущенных ошибках с кем-то более опытным, квалифицированным и знающим, порой вызывает неприятие и страх. А значит – отторжение.

Еще с детства учитель у многих людей ассоциируется с кем-то «великим и ужасным», всезнающим «вершителем детских судеб», который может и похвалить, и пристыдить. Но если первое льстит и повышает самооценку, то второе – очень пугает. Ну кто из нас в детстве не тушевался и не переживал, когда его отчитывали или ругали перед всем классом? Кто не волновался после учительского грозного «Завтра с мамой к директору»? Будем откровенны: все волновались. По крайней мере, большинство из нас точно!  Прошли годы, мы выросли, и наше отношение к учителю, несколько трансформировавшись, распространилось на всех людей, кто так или иначе у нас ассоциируется с образованием как таковым: на наставника, тренера, коуча и даже непосредственного руководителя на работе.

Безусловно, стыд в определенной степени присущ образовательному процессу – хотя бы в той части, что мы осознаем, что знаем и умеем далеко не все, что обучение нам необходимо для дальнейшего развития и т.д. Это естественно. Но вот когда осознание этих непреложных истин приходит к нам «сверху», в процессе общения с «учителем», чувство стыда от понимания собственного «несовершенства» приобретает порой уж совсем  катастрофические масштабы. Настолько – что затмевает собой все радужные перспективы от постижения чего-то нового. Переживая отчаянный страх услышать слова критики в свой адрес, быть распекаемым за ошибки, боясь услышать «Ну как так можно было?», «Ну неужели ты сам этого не понимаешь?», «А куда ты раньше смотрел?..» и пр. , человек попросту закрывается в себе, отказываясь порой от такой нужной помощи.

Стоит ли говорить, что вот эти все, брошенные будто сгоряча, реплики не просто выбивают почву из-под ног, не только напрочь отбивают желание рассказать о проблеме и попытаться ее совместными усилиями решить, но и в щепки разбивают самоуважение. Вместо того чтобы сосредоточиться на анализе проблемы, человек слышит только вот это, полное сарказма надменное «Как ты мог такое сделать/допустить/подумать?..», сжимается под презрительно-недоуменным взглядом визави и готов сквозь землю провалиться, слыша вздохи разочарования за спиной. Очевидно, что при таких исходных говорить о том, что ошибки – это не более чем жизненный опыт, важный урок, просто не приходится.

Но давайте будем честны: никто, абсолютно никто не застрахован от ошибки! Даже тот, которого вы считаете своим учителем. Все мы когда-то совершали проступки, о которых впоследствии сожалели, говорили глупости, допускали проколы на работе и неправильно вели себя в личных отношениях. Это – нормально. И воспринимать это нужно правильно – как ошибку, которую нужно (если это возможно, конечно!) осознать, исправить и, сделав правильные выводы, – двигаться дальше. Именно ошибку, а не ужасное преступление, коим представляется, исходя из реакции «старших товарищей», этот непреднамеренный промах. Все совершают ошибки. И будут совершать. Так устроена жизнь. Не имеет значения, сколько вам лет, какими знаниями и навыками вы владеете, каких успехов достигли и какую должность занимаете, – ошибаются все. И это на самом деле хорошо! Ведь каждая ошибка – по сути, это возможность. Возможность разобраться, извлечь урок и в дальнейшем избегать подобных промахов.

«Не ошибается тот, кто ничего не делает». Наверняка вы помните эту цитату Теодора Рузвельта. А знаете, что у нее есть и продолжение? И звучит оно как «Не бойтесь ошибаться – бойтесь повторять ошибки». Не страшно допустить промах, сказать не подумав, сделать неправильный выбор, совершить ошибку. Глупо не сделать должных выводов. Ведь тем самым вы обрекаете себя на подобные ошибки вновь и вновь. Пока не осознаете преподнесенный вам жизненный урок.  Будете раз за разом, как в школе, повторять пройденный материал, пока не усвоите его. И, как и в школе, даже самые, на первый взгляд, безнадежные пробелы, пусть даже в базовом материале, необходимо во избежание проблем в будущем ликвидировать – самостоятельно, долго, не всегда успешно, отчаиваясь и набивая шишки, или с помощью мудрого и внимательного наставника. Наставника, который не унизит презрением, а поддержит нужными словами. Который не обидит унижением, а найдет способ доступно объяснить. Наставника, которого не приходится бояться, а которому можно довериться.

Какой выбор сделать, зависит только от вас. Но каким бы  он ни был, помните: ошибки – это возможности. Это – бесценный опыт. Это – урок, преподносит нам жизнь. Не бойтесь ошибаться. Не страшитесь предстать неправым. Не стесняйтесь признавать собственные заблуждения. Только там вы получите возможность двигаться дальше.